Введите ПИН-код

Применение контрольно-кассовой техники

В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов, а также расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику.

1. Каковы требования налоговых органов к контрольно-кассовой технике?
2. Какие модели ККТ можно использовать в работе?
3. В каких случаях индивидуальные прдприниматели вправе применять бланки строгой отчетности, и не применять контрольно-кассовые аппараты?
4. Предусмотрено ли освобождение от применения ККТ при торговле в сельской местности с численностью населения менее 500 человек?
5. Полномочия налоговых органов при проведении проверок по соблюдению законодательства о применении контрольно-кассовой техники?
6. Какие документы должен предъявить налоговый инспектор при проведении проверки?
7. Что делать если проверяющим не предъявлено служебное удостоверение?
8. Что понимается под неприменением ККТ для применения административной ответственности?
9. Какая ответственность предусмотрена за неприменение ККТ?
10. Каков порядок оформления протоколов об административном правонарушении?
11. Права индивидуального предпринимателя при составлении протокола об административном правонарушении
12. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении
13. Каков порядок обжалования постановления о назначении административного наказания

1. Каковы требования налоговых органов к контрольно-кассовой технике?


Контрольно-кассовые машины приобретаются предпринимателем самостоятельно за свой счет в Центрах технического обслуживания. До начала предпринимательской деятельности контрольно-кассовые машины подлежат регистрации в налоговом органе по месту регистрации индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации и бланки заявлений размещены на информационных стендах территориальных налоговых инспекций и на официальном сайте Управления ФНС России по Республике Татарстан. При отсутствии по месту регистрации предпринимателя налоговой инспекции, заявление подается на территориальный участок межрайонной инспекции ФНС России по Республике Татарстан по месту жительства.

>> наверх


2. Какие модели ККТ можно использовать в работе?

Индивидуальные предприниматели вправе применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр контрольно-кассовой техники. С перечнем моделей, разрешенных к использованию вы можете ознакомиться в Центрах технического обслуживания ККТ.

В дальнейшем в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации (5 – 7 лет).

>> наверх




3. В каких случаях индивидуальные предприниматели вправе применять бланки строгой отчетности, и не применять контрольно- кассовые аппараты?

Индивидуальный предприниматель праве не применять контрольно-кассовые машины, если он занимается оказанием услуг населению (парикмахерские, ремонт техники, пошив обуви и одежды, химчистка др. Полный перечень услуг содержится в Классификаторе услуг населению). Но при этом в подтверждение оплаты услуги он должен выдать бланк строгой отчётности утвержденной формы либо разработанный самим предпринимателем в случаях отсутствия утвержденной формы.

>> наверх


4. Предусмотрено ли освобождение от применения ККТ при торговле в сельской местности с численностью населения менее 500 человек?

Действующим законодательством не предусмотрено освобождение предпринимателей от обязанности применять контрольно-кассовую технику в сельской местности с численностью населения менее 500 человек.

>> наверх

5. Полномочия налоговых органов при проведении проверок по соблюдению законодательства о применении контрольно-кассовой техники?


При проведении проверок по соблюдению законодательства о применении контрольно-кассовой техники налоговые органы вправе:

*осуществлять контроль за полнотой учета выручки у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проверять выдачу индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

*налагать штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), на индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования законодательства.

Функции контроля за соблюдением возложены на структурные подразделения территориальных налоговых органов, ответственные за данное направление. Ограничений по периодичности проведения таких проверок не установлено. По результатам проверки составляется акт проверки выполнения требований Федерального закона от 22.05.2003г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее Акт проверки). Акт проверки подписывается проверяющим и предпринимателем. Копия акта проверки вручается предпринимателю под роспись.

>> наверх

6. Какие документы должен предъявить налоговый инспектор при проведении проверки?


Для проведения проверки по соблюдению законодательство о применении ККТ не требуется специального разрешения руководителя налогового органа. Проверяющий при проведении проверки обязан предъявить проверяемому служебное удостоверение сотрудника налоговой инспекции.

>> наверх

7. Что делать если проверяющим не предъявлено служебное удостоверение?


Если проверяющим не предъявлено служебное удостоверение, то индивидуальный предприниматель вправе не допускать проверяющего в любые помещения, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения, не подписывать протоколы, составленные данным проверяющим, не представлять истребуемые документы и не давать каких либо объяснений, по возможности выяснить фамилию и место работы проверяющего. В последующем предприниматель вправе проинформировать об этом факте налоговую инспекцию по месту регистрации и правоохранительные органы.

>> наверх

8. Что понимается под неприменением ККТ для применения административной ответственности?


Под неприменением ККТ для применения административной ответственности понимается:

  • фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);
  • использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах;
  • использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр;
  • использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
  • использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;
  • пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).

>> наверх

9. Какая ответственность предусмотрена за неприменение ККТ?

За неприменение индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники при осуществлении налично- денежных расчетов предусмотрена административная ответственность.
Индивидуальные предприниматели в случае неприменения контрольно-кассовой техники несут ответственность как должностные лица в виде административного штрафа – от трех тысяч до четырех тысяч рублей (Ст. 14.5 КоАП РФ.)

>> наверх

10. Каков порядок оформления протоколов об административном правонарушении?

При выявлении нарушений законодательства о применении ККТ должностными лицами налоговых органов, составляется Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.5 КоАП РФ.

В протоколе должны быть указаны:
 

  • дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.


>> наверх


11. Права индивидуального предпринимателя при составлении протокола об административном правонарушении.

Индивидуальному предпринимателю, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. При этом он вправе знакомиться со всеми материалами дела (актом проверки, протоколом об административном правонарушении и другими документами), представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами.

Нарушители вправе при составлении протокола представлять объяснения и замечания по содержанию протокола. Протокол об административном правонарушении подписывается инспектором, его составившим, физическим лицом в отношении, которого возбуждено дело об административном правонарушении. Копия протокола об административном правонарушении вручается нарушителю под расписку.

>> наверх


12. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении.

Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется руководителем налоговой инспекции по месту совершения правонарушения. По результатам рассмотрения дела выносится постановление:

* о назначении административного наказания;
* о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

>> наверх

13. Каков порядок обжалования постановления о назначении административного наказания.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана начальнику инспекции ФНС России, которым вынесено постановление по делу либо в вышестоящий орган в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Рассмотрение жалобы осуществляется в десятидневный срок со дня ее поступления к руководителю вышестоящего органа.

Руководитель вышестоящего органа вправе вынести решение:

* об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
* об изменении постановления;
* об отмене постановления и о прекращении производства по делу;
* об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение.

>> наверх